КОНТЕЙНЕРОВОЗ

 

Контейнеровозы предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные ящики - контейнеры, масса которых с грузом составляет от 10 до 40 тонн. Контейнеровозы отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме.

На контейнеровозах грузовое устройство, как правило, отсутствует: грузовые операции выполняют портовыми средствами со специальных причалов, так называемых терминалов. На малых контейнеровозах, предназначенных для заходов в необорудованные порты, устанавливают специальные краны. В настоящее время контейнеровозы являются наиболее перспективными типами сухогрузных судов. Контейнеровозы считаются одними из самых быстрых и маневренных судов.

 

 

БАЛКЕР

Балкер – это судно, предназначенное для перевозки навалочных грузов. К навалочным относятся такие грузы как руда, рудные концентраты, уголь, минеральные удобрения, строительные материалы, зерно, сахар, цемент, древесная щепа и т.п. Балкеры подразделяют на рудовозы - суда, перевозящие наиболее тяжелый груз, суда для легкого навалочного груза и универсальные.

Суда этого типа - однопалубные, с машинным отделением и надстройкой, расположенными в корме. Грузовые трюмы имеют, как правило, в нижней и верхней части наклонные стенки, обеспечивающие самораспределение груза (самоштивку) в продольном и поперечном направлениях. Цистерны, находящиеся между этими стенками и бортом, предназначены для приема водяного балласта, количество которого обычно значительно больше, чем на сухогрузных судах общего назначения. На большинстве судов для навалочных грузов нет грузовых устройств, их грузят и разгружают портовыми средствами; на остальных применяют либо поворотные, либо катучие козловые краны. Некоторые суда (цементовозы и т.п.) оборудуют ленточными транспортерами или другими специальными грузовыми устройствами, позволяющими автоматически выгружать груз из трюма (саморазгружающиеся суда).

 

 

РЕФРИЖЕРАТОРНОЕ СУДНО

Рефрижераторное судно - судно, предназначенное для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Грузовые трюма рефрижераторных судов имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов.

 

В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25 град.

 

Высокотемпературные рефрижераторные суда приспособлены в основном для перевозки охлажденных продуктов (фруктов, овощей, яиц, малосолёной и охлажденной рыбы), на низкотемпературных транспортируют мороженую рыбу, мясо, птицу, масло и др. Рефрижераторные суда с универсальными трюмами могут перевозить как мороженые, так и охлажденные продукты. К рефрижераторным относятся также рыбопромышленные суда, на которых осуществляется частичная или полная обработка рыбы, моллюсков и других водных организмов.

 

Рефрижераторное судно, как правило, многопалубное, обычно со средним, и промежуточным расположением МО и жилой надстройки, небольшой высотой междупалубных пространств (2,4— 2,5 м) и небольшими по размерам люками для уменьшения потерь холода во время грузовых работ. Грузовое устройство стреловое, реже крановое. Эксплуатационная скорость выше, чем у обычных сухогрузных судов,— в среднем 16—22 узлов.

 

      

 

УНИВЕРСАЛЬНОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО

Универсальное сухогрузное судно - грузовое судно для перевозки генеральных грузов в упаковке (ящиках, кипах и т.п.) или отдельными местами (напр., металлические конструкции, различное оборудование), а также контейнеров, некоторых навалочных грузов и колесной техники. Наиболее распространенный тип судна (около 60% мирового флота).

 

К универсальным сухогрузным судам относятся также суда типа ро-ро с комбинированным способом грузообработки - вертикальным через грузовые люки и горизонтальным через аппарели в оконечностях и бортовые вырезы - лацпорты. Универсальные суда разделяются на морские, речные и смешанного плавания. Они имеют объемные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса. Машинное отделение расположено в корме или сдвинуто в нос на 1 - 2 грузовых трюма. Грузоподъемность морского универсального судна в среднем 4 - 6 тыс. т, достигает 16 - 25 тыс. т, скорость соответствует 14 - 16 и 20 - 22 уз. В качестве грузовых средств применяют краны грузоподъемностью 8 — 10 т, на крупных судах - до 35 т или грузовые стрелы грузоподъемностью 3 - 10 т и 40 - 60 т (стрелы-тяжеловесы).

 

 

 

ТАНКЕР

http://static.guim.co.uk/sys-images/Environment/Pix/columnists/2009/1/9/1231508061683/Hijacked-oil-tanker-MV-Si-001.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Танкеры относятся к классу наливных судов. Они служат для перевозки наливом жидких грузов: нефти и нефтепродуктов, растительных масел, кислот, пресной воды, вина, битума и др. Танкеры, предназначенные для перевозки только нефтепродуктов, называют продуктовозами.

Танкер представляет собой однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. Грузовая часть танкера делится поперечными и одной, двумя или тремя продольными переборками на грузовые отсеки, называемые грузовыми танками. Часть танков отводят для водяного балласта, который судно всегда принимает в порожнем обратном рейсе. Грузовую часть в носу и корме отделяют от соседних помещений узкими непроницаемыми для нефти и газов сухими отсеками - коффердамами.

 

В мировой практике принято следующее разделение танкеров по дедвейту: малотоннажные до 5 тыс. тонн, среднетоннажные до 30 тыс. тонн, крупнотоннажные свыше 30 тыс. тонн, в свою очередь крупнотоннажным танкерам даны следующие наименования:


- Supertanker (30-70 тыс. тонн)

- Panamax (80 тыс. Тонн)

- Mammath tanker (70-150 тыс.тонн)

- VLCC (Very large crude carrier 150-300 тыс.тонн)

- ULCC (Ultra large crude carrier 300-800 тыс.тонн)

- Megatanker (1 млн.тонн)

 

 

ГАЗОВОЗ

http://www.shippipedia.com/wp-content/uploads/2010/09/energy-progress.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судно, предназначенное для перевозки сжиженного газа: пропан, бутан, их смеси, аммиак и др. Газы транспортируют в цистернах (танках) под давлением, сильно охлаждёнными либо при небольшом охлаждении и сжатии. На всех типах газовозов машинное отделение, как правило, располагается в корме.

Трюмные помещения и МО разделяются коффердамом или огнестойкой переборкой. Посты управления, жилые и служебные помещения на газовозах располагаются за пределами грузовой зоны.

В зависимости от водоизмещения газовозы подразделяют на три категории. При грузовместимости до 60 тыс. м.куб. газовозы считаются малыми, от 60 до 100 тыс. м. куб. – большими. Суда грузовместимостью свыше 100 тыс. м. куб. относят к супергазовозам. Газовозы оборудованы системами разгрузки, отвода испаряющихся газов, подачи в цистерну инертных газов и др. Предусмотрен дистанционный контроль состояния газа, его уровня, давления, температуры, а также противопожарные системы.

Внешне газовозы схожи с танкерами. Исключением являются суда с вкладными цилиндрическими, сферическими грузовыми танками, выступающими над уровнем верхней палубы. Рассмотрим на схеме ниже конструктивные особенности такого газовоза.

 

 

ХИМОВОЗ

Химовоз - наливное судно для перевозки жидких и расплавленных химических веществ (за исключением сжиженных газов), опасных для людей и окружающей среды. В основном химовозы представляют собой суда с кормовым расположением МО и надстройки. В зависимости от степени опасности перевозимого груза существуют 3 типа химовозов, которым соответствуют 3 степени конструктивной защиты

корпуса, при этом степень I – высшая. Суда с защитой I и II степени имеют двойное дно и бортовые продольные переборки. Бортовые и междудонные танки могут использоваться по водяной балласт. Коррозионно-агрессивные, опасно реагирующие с водой или особо токсичные вещества перевозятся во вкладных танках. Грузовые танки выполняются обычно из инертных относительно груза материалов или имеют защитное покрытие. Они могут оборудоваться системами подогрева или охлаждения груза. Химовозы имеют контрольно-измерительные комплексы, включая приборы измерения температуры, давления и уровня груза в танках, газоанализаторы, устройства для взятия проб груза и др.

 

 

 

РО-РО

Суда типа "РО-РО" (ролкеры) - суда с горизонтальным способом грузообработки. Служат для перевозки грузов, находящихся в контейнерах, поддонах или так называемых трейлерах-автоприцепах, а также автомашин и колесной техники. Обработка грузов на этих судах производится с помощью вилочных автопогрузчиков, специальных штабелеров или катучих платформ (ролл-трейлеров).

Суда типа "ро-ро" бывают как одно- так и многопалубными. Они отличаются по своему конструктивному устройству и оборудованию от сухогрузных судов традиционного типа. Основное отличие заключается в отсутствии поперечных переборок в грузовой части. В корме (иногда, на малых судах, в носу) имеются открывающиеся ворота с перекидывающимся на причал мостом - аппарелью, - по которому вкатываются и выкатываются грузы и колесная техника. Перемещение грузов с палубы на палубу осуществляется по внутренним наклонным аппарелям или с помощью специальных лифтовых подъемников. Суда типа "ро-ро" отличаются повышенной грузовместимостью; имеют избыточный надводный борт.

 

 

АВТОМОБИЛЕВОЗ

Автомобилевоз – специализированное судно для перевозки автомобилей. Представляет собой многопалубное судно, преимущественно с горизонтальной грузообработкой, с избыточным надводным бортом, развитой надстройкой, в которой также оборудованы грузовые помещения.

Автомобили погружаются и выгружаются своим ходом через кормовые или носовые ворота и лацпорты по забортным аппарелям. Для распределения груза по палубам используются пандусы и внутренние аппарели, а для его крепления по-походному – механические устройства и ручные растяжки. Характерной особенностью автомобилевозов является мощная вентиляционная установка, обеспечивающая 20-40-кратный обмен воздуха в час в грузовых помещениях. Вместимость современных автомобилевозов доходит до 6500 автомобилей, скорость 15-19 узлов, у наиболее крупных судов достигает 22 уз.

 

 

ПАССАЖИРСКОЕ СУДНО

Класс пассажирских судов включает суда, специально предназначенные для перевозки пассажиров. По назначению пассажирские суда подразделяют на суда для обслуживания регулярных линий, для отдыха и туристических путешествий, массовых перевозок людей и суда местного сообщения.

Особенностью пассажирских судов является наличие нескольких палуб и платформ в корпусе, развитой надстройки и открытых участков палуб, значительное остекление

наружных стенок прогулочных палуб и общественных помещений, выразительные формы наружных конструкций. Для пассажиров оборудована 1-4-местные каюты со всеми удобствами, для отдыха предусмотрены салоны, рестораны, бары, спортзалы, плавательные бассейны и т.п. К пассажирским судам предъявляются повышенные требования по безопасности плавания (непотопляемости, умерению качки, снабжению противопожарными и спасательными средствами).

 

 

ПАРОМ

 

http://i.dailymail.co.uk/i/pix/tm/2008/06/FerryDM_428x269_to_468x312.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Морские паромы бывают железнодорожные, железнодорожно-автомобильные, автомобильно-пассажирские и пассажирские. Они служат для перевозки железнодорожных вагонов, автомобилей, а также пассажиров. Внешне морские паромы похожи на пассажирские суда и отличаются лишь наличием специальных грузовых (автомобильных или железнодорожных) палуб.

 

Железнодорожные паромы имеют одну грузовую палубу, а автомобильные - одну-две. Автомобили на палубу грузят обычно с берега на одну из палуб, на другую их переводят либо лифтом, либо по наклонным съездам - пандусам. На железнодорожных паромах на грузовую палубу въезжают с кормы, на автомобильных с кормы или с борта. Входные проемы (лацпорты) закрывают откидными крышками. На некоторых автомобильных паромах откидывается в носу часть конструкции корпуса - откидной нос. В надстройке находятся пассажирские помещения, салоны, бары, рестораны и т.п.

 

 

 

ОФФШОРНЫЙ ФЛОТ

Оффшорный сектор очень разнообразен. Суда оффшорного флота - это суда специального назначения обеспечивающие такие отрасли как нефтегазовая индустрия (разведка месторождений, бурение скважин, установка стационарных платформ, создание подводной инфраструктуры, прокладка трубопроводов, обеспечение нефтяных и газовых платформ), ветроэнергетика (установка и обслуживание ветрогенераторов), дноуглубительные операции, прокладка и

ремонт кабелей и мн. др.

Суда оффшорного флота, в зависимости от их типа и вида выполняемых работ, снабжены огромным количеством специализированного оборудования, с которым на обычных торговых судах ознакомиться невозможно. Приведем лишь несколько примеров: подводные телеуправляемые аппараты ROV (Remote Operated Vehicle), системы погружения (водолазные колоколы (Diving Bell)), декомпрессионные камеры, системы динамического позиционирования класса DP I, II, III, системы 4-х, 8-ми точечной швартовки (4-, 8- point mooring systems) и мн. др.. А суда глубоководных строительно-монтажных работ, трубоукладчики, кабелеукладчики – это вообще огромные плавучие заводы, на некоторых из них экипажи составляют до 400 человек.

 

 

ЛЕСОВОЗ

Сухогрузное судно для перевозки лесных грузов, в т. ч. круглого леса и пиломатериалов россыпью, в пакетах и блок-пакетах. Возможно использование лесовозов и для перевозки массовых грузов (зерно, уголь). Главное отличие лесовоза от других грузовых судов состоит в том, что 1/3 груза перевозится на верхней открытой палубе (караван). Это предопределяет обеспечение повышенной прочности верхней палубы, освобождение ее от загромождающих конструкций и оснащение лесовоза специальными устройствами для крепления каравана: деревянными или металлическими стензелями, установленными вдоль судна по бортам; поперечными найтовами.

 

Тщательно уложенный и надежно закрепленный караван рассматривается как сплошная судовая надстройка, обеспечивающая дополнительную защиту грузовых люков, сходных тамбуров, вентиляционных отверстий и концевых переборок надстройки, увеличивает входящий в воду объем при крене судна и повышает остойчивость на больших углах крена. Поэтому лесовозы могут иметь меньший надводный борт, чем другие грузовые суда. С учетом этого лесовозам кроме основной грузовой марки, соответствующей перевозке грузов в трюмах, назначается лесная грузовая марка, осадка по которую на 5-6 см больше осадки по основную грузовую марку, что соответствует разности в дедвейте 7-10%.

 

 

СУДНО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СКОТА

Перевозка скота по всему миру осуществляется на специализированных судах, спроектированных, либо переоборудованных для транспортировки большого количества  животных в безопасных условиях. Торговые маршруты в основном пролегают из Австралии на Ближний Восток и Юго-Восточную Азию. По сути, судно для перевозки скота это современная "плавучая ферма", где налажена автоматическая подача кормов, вентиляция, а путешествие проходит под пристальным контролем ветеринаров. Доставка скота на судно происходит с помощью автопоездов-скотовозов или железнодорожным составом.

В наши дни современное специализированное судно может перевезти до 125.000 овец или 25 тыс. голов крупного рогатого скота.

 

 

 

ПАРУСНОЕ СУДНО

Парусное судно (парусник) - судно, для движения которого используется энергия ветра, преобразуемая с помощью парусов. Вся история морских путешествий началась с парусного флота. Существует множество типов парусных судов: фрегат, барк, бриг, бригантина, шхуна, кеч, иол, кэт, шлюп, тендер и др.

Наиболее распространённой является классификация по виду парусного вооружения и рангоута. Так, все парусные суда делятся на две категории: большие парусные суда — имеющие фок-мачту и грот-мачту, и малые парусные суда — имеющие грот-мачту и бизань-мачту, либо имеющие единственную мачту.

В наши дни парусники уже не используется в качестве грузовых судов. Тем не менее, данный тип судна является символом морской романтики.  В настоящее время используются в качестве учебных судов, прогулочных или спортивных - для участия в международных регатах.